Орловский
банковский колледж
банка России

Методическая работа

Научно-методическая работа в Орловском банковском колледже Банка России осуществляется с учётом современных требований к профессиональной подготовке выпускников, заключающихся в формировании в процессе обучения и воспитания  компетенций, позволяющих им легко адаптироваться к изменяющимся условиям в своей деятельности, быть востребованными на рынке труда, в том числе и региональном. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства преподавателей, связующим в единое целое всю систему работы образовательной организации, является методическая работа.

Основными целями  методической работы являются:

В 2016/2017 учебном году научно-методическая работа преподавателей Банковского колледжа направлена на реализацию следующей методической задачи: «Формирование инновационной образовательной среды, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов банковского дела, готовых к дальнейшему профессиональному и личностному развитию».

Данная методическая тема актуальна, научно обоснована, имеет практическую значимость для Банковского колледжа, сориентирована на повышение творческого потенциала преподавателя и студентов, интенсификации образовательного процесса и мотивацию обучения студентов. Работа кафедр строится на основе координации деятельности по ее реализации.

Приоритетными направлениями научно-методической деятельности педагогического коллектива Банковского колледжа являются:

С целью активизации творческой деятельности преподавателей в Банковском колледже  используются следующие формы методической работы:

Индивидуальная методическая работа преподавателей планируется на учебный год в соответствии с единой методической задачей Банковского колледжа, приоритетными направлениями в содержании методической работы Банковского колледжа, разрабатываемыми педагогическими проблемами.

Комплексное учебно-методическое обеспечение – один из важнейших вопросов качества и результативности образовательного процесса. Создание учебно-методического обеспечения  образовательного процесса –  это главная составляющая методической работы всей образовательной организации и один из показателей ее деятельности.

Методическое обеспечение дисциплин, профессиональных модулей создается под руководством заместителя директора, заведующего кафедрой и методиста Банковского колледжа. В 2015/2016 учебном году преподавателями было подготовлено  243 единицы учебно-методических материалов. Методические материалы проходят этапы рецензирования, согласования и утверждения. Процедуру рецензирования прошли все рабочие программы профессиональных модулей, а также рабочие программы ряда дисциплин общепрофессионального учебного цикла.

По всем дисциплинам и МДК созданы учебно-методические комплексы. Содержание материалов, составляющих учебно-методические комплексы, постоянно актуализируется с учётом изменения нормативно-правовой базы, потребностей работодателей, внедрения инноваций в методику и содержание обучения. Содержание практических ситуаций, материалов учебной практики готовится на примерах практической деятельности кредитных организаций. Продолжается работа по совершенствованию комплектов контрольно-оценочных средств по учебным дисциплинам и профессиональным модулям. Преподаватели продолжают работу по созданию электронно-методического обеспечения дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с ФГОС СПО.

Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности для анализа и рецензирования контрольно-оценочных средств в качестве экспертов активно привлекались работодатели – сотрудники кредитных организаций г. Орла. Также положительное заключение работодателей получили материалы для государственной итоговой аттестации.

Преподаватели уделяют большое внимание организации самостоятельной работы студентов по следующим направлениям:

По всем дисциплинам и профессиональным модулям подготовлены методические рекомендации и задания для организации внеаудиторной работы студентов. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов направлены на углубление знаний студентов по курсу, формирование умений самостоятельной работы студентов, формирование ключевых, общих и профессиональных компетенций.

В учебном процессе широко используются современные, высокоэффективные образовательные технологии и передовые педагогические методики: моделирование и анализ производственных ситуаций, проблемное обучение, деловые игры, тренинги, кейс-стади, интерактивные технологии, проектное обучение, информационно-коммуникативные технологии. Практикуется участие практических работников кредитных организаций при проведении учебных занятий, внеаудиторных мероприятий, в работе квалификационных экзаменов, защите курсовых работ, рецензировании программно-методического обеспечения (рабочих программ практик по профилю специальности по профессиональным модулям, рабочих программ, сборников практических ситуаций, контрольно-оценочные средства по ряду профессиональных модулей, тематики выпускных квалификационных работ).

Преподаватели Банковского колледжа активно используют в учебном процессе информационные технологии. Аудитории оснащены современной аудио-видео техникой и средствами мультимедиа. Все компьютерные классы подключены к закрытой высокоскоростной локальной вычислительной сети, на серверах хранится большое количество электронных учебно-методических материалов. В Орловском банковском колледже Банка России ведется работа по формированию единого информационного пространства. В настоящее время информационное пространство Банковского колледжа включает: СДО «Доцент», Сайт в Интернет, внутренний информационный портал, Систему контроля доступа к сети Интернет, АБС «Qbis», САДД «Дело», 1С Колледж и т.д.

Преподаватели Банковского колледжа активно используют в учебном процессе информационные технологии. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) используются преподавателями  для организации индивидуального консультирования студентов, в том числе, в процессе подготовки ВКР, для организации контроля  выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы, проведение видеолекций, консультаций  с использованием Skype, с использованием АСДО Доцент, в режиме реального времени с использовании чата, вебинары. В колледже организован доступ к электронной библиотечной системе (ЭБС) издательства Юрайт. Продолжается работа по автоматизации учебных и управленческих процессов на основе программы «1С:Колледж».

Одним из условий формирования эффективной системы управления качеством образования в колледже является внедрение в образовательный процесс педагогических инноваций. В 2015/2016 учебном году активизировалась профессионально-образовательная и научно-исследовательская деятельность преподавателей Банковского колледжа через реализацию инновационных проектов. В январе 2016 года было проведено анкетирование преподавателей «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива», результаты которого показали готовность преподавателей Банковского колледжа к реализации инноваций в своей деятельности. Была проведена работа по формированию состава рабочих групп по реализации инновационных проектов в Орловском банковском колледже Банка России:

Разработаны программы реализации инновационных проектов. Проведена работа по  включению Банковского колледжа в работу региональных инновационных площадок по направлениям модернизации профессионального образования. Всего в работу по реализации инновационных проектов включены 22 преподавателя.

В Орловском банковском колледже Банка России ежегодно проводятся круглые столы, научно-методические, научно-практические конференции, выставки, которые позволяют преподавателям обмениваться опытом с коллегами.

С 12 по 23 октября 2015 года была проведена выставка методических работ преподавателей на тему «Использование  преподавателем  полученного опыта в результате  повышения квалификации». Представленные на выставку авторские материалы отражали творческий характер использования преподавателями информации, полученной на стажировках, курсах повышения квалификации.

Научно-исследовательская работа – один из определяющих факторов развития профессиональной образовательной организации, поэтому одним из важнейших направлений научно-методической работы является исследовательская деятельность преподавателей и студентов Банковского колледжа. В ноябре 2015 г. был издан сборник материалов из опыта работы преподавателей Банковского колледжа по теме: «Интерактивные технологии в образовании».

В ноябре 2016 года планируется издание сборника материалов из опыта работы преподавателей Банковского колледжа по теме: «Повышение эффективности и качества образовательного процесса на основе использования инновационных форм и методов обучения».

22 января 2016 года состоялась педагогическая научно-практическая конференция «Инновационные процессы и информационные технологии в профессиональном образовании», в работе которой приняли участие 45 преподавателей, а также представители БУ ОО ДПО «Орловский институт развития образования». В дистанционном формате в конференции участвовали преподаватели Московского, Омского, Санкт-Петербургского, Казанского банковского колледжей Банка России, образовательных организаций профессионального образования Орловской области.

Профессиональный рост и развитие, творческое самовыражение является неотъемлемой частью профессии преподавателя. Среди форм и методов работы, способствующих повышению уровня педагогической компетентности преподавателе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

В марте-апреле 2016 года в Орловском банковском колледже Банка России    проводился конкурс для преподавателей «Педагогический дебют», участниками которого стали начинающие преподаватели – представители всех кафедр  А.В. Курочкина, О.С. Иванова, Н.Н. Леонова, И.А. Мельникова.

Участие в конкурсе позволило преподавателям, начинающим свой путь в профессии, реализовать свой творческий потенциал, провести анализ своей деятельности, объективно оценить свои силы и возможности, наметить направления дальнейшего самосовершенствования. Каждый из участников конкурса не только показал себя и поделился своим опытом, но и приобрел что-то для себя, отметил чьи-то идеи и методические разработки, которые можно использовать в своей дальнейшей педагогической деятельности.

Преподаватели – участники конкурса были отмечены в номинациях:

Победителем конкурса стала преподаватель кафедры профессиональных модулей Иванова Ольга Сергеевна.

В течение 2015/2016 учебного года на основе рейтинговой системы учёта показателей деятельности проводились конкурсы «Лучший преподаватель», «Лучший куратор», «Лучший заведующий кабинетом», «Лучший заведующий кафедрой».  Победителями конкурсов стали:

В 2016/2017 учебном году практика проведения профессиональных конкурсов будет продолжена.

Систематически проводятся открытые занятия, которые являются площадкой для обмена опытом по внедрению современных технологий обучения. В 2015/2016 учебном году преподаватели провели 23 открытых учебных занятия. Раскрытию потенциала преподавателей и студентов способствует проведение  недель кафедр.

Расширяя рамки профессионального взаимодействия, преподаватели принимают активное участие в издательской деятельности, в международных, всероссийских, региональных, научно-практических конференциях, конкурсах, посвященных актуальным вопросам теории и практики обучения.

В системе подготовки современных высококвалифицированных специалистов важную роль играет оптимальное сочетание творческой, научной и практической подготовки студентов. Наиболее эффективное воплощение это находит в научно-исследовательской работе студентов, введенной как в учебный процесс и представляющий собой его неотъемлемую часть, так и научно-исследовательской работе, выполняемой сверх учебных планов. Современная материальная и информационная база Банковского колледжа, творческий потенциал педагогического коллектива создают предпосылки для развития многоаспектной внеаудиторной работы.

Студенты Банковского колледжа участвуют в студенческих научных и состязательных мероприятиях различного уровня  - международных, всероссийских, региональных, городских, а также в Банковском колледже. Следует отметить значительное многократное увеличение числа преподавателей и студентов Банковского колледжа, ставших участниками и призёрами  Всесоюзных, региональных, областных, городских научно-практических конференций, конкурсов, олимпиад в 2015/2016 учебном году.

Особое место в структуре Банковского колледжа занимает методическая служба.

Ключевыми направлениями ее деятельности выступают:

В целях оказания помощи молодым специалистам и начинающим преподавателям в их профессиональном становлении в Банковском колледже функционирует «Мастер-класс», основной целью которого является создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определенных знаний по специально подобранной теме. В число обучающихся включаются преподаватели и совместители, имеющие педагогический стаж не более трёх лет и (или) не имеющих профессионального педагогического образования. Состав преподавателей, посещающих Мастер-класс, носит мобильный характер и отражает возникающие у преподавателей при выполнении различных видов деятельности потребности профессионального роста и развития.

Тематика занятий подбирается с учетом задач, стоящих перед образовательным учреждением, и общих требований к содержанию образования: «Технология подготовки к аттестации. Электронный портфолио для аттестации преподавателей: требования, структура, процедура оценивания»; «Интерактивные технологии и методы обучения  в профессиональном образовании»; «Целеполагание на учебном занятии»; «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»; «Контроль учебных достижений и рефлексия обучающихся на учебном занятии».

В целом, выстроенная система научно-методической и исследовательской работы в Банковском колледже способствует самореализации личности каждого преподавателя, формированию исследовательских навыков у студентов, раскрытию их творческих способностей, повышает качество всей подготовки будущего специалиста к самостоятельной деятельности.

123

День открытых дверей в ОрБК

`